В домах соседствуют жилые и нежилые помещения — квартиры и чьи-то офисы. Жильцам и коммерсантам приходится общаться. Не всегда это мирный диалог. Между тем, отношения можно выстроить. О конкретной пользе, которую могут от подобного соседства извлечь жильцы, рассуждают наши эксперты.
Прежде чем мы дадим высказаться экспертам по отдельности, несколько общих слов о проблеме. Первые нежилые этажи «горячий товар». Наибольшим спросом пользуется коммерческая недвижимость на первых линиях проходных улиц. Там арендуют помещения банки, дорогие магазины, салоны красоты. В спальных районах, внутри жилых кварталов на первых этажах располагаются парикмахерские, клиники, магазинчики шаговой доступности, турагентства и т.д. Те, кому важны аудитория и пешеходная доступность.
Но не каждое предприятие может расположиться в жилом доме. Главные принципы ограничений по уровню шума и экологическим показателям. Нельзя нарушать покой жителей дома или вредить их здоровью. Не место в жилом доме предприятиям, связанным с производством. Эксперты считают, что не нужны жильцам такие соседи как химчистки, круглосуточные магазины, бойко торгующие спиртным, день и ночь «гудящие» рестораны. В жизни, вообще-то, мы наблюдаем часто другую картину.
Не могут нежилые помещения использоваться и в качестве складских. Особенно таких, где хранились бы взрывоопасные и пожароопасные вещества и материалы. Не должны первые этажи и полуподвалы использоваться для размещения развлекательных учреждений.
А кому же можно поселиться на нежилых этажах? Жилой дом будет «рад» медицинским, детским и образовательным учреждениям, предприятиям общественного питания и бытового обслуживания, магазинам шаговой доступности, офисам банков и юридических фирм.
А теперь дадим слово нашим экспертам, которые ответят на главный вопрос: какую пользу могут извлечь жильцы от соседства с чьим-нибудь офисом?
Спуститься вниз, поужинать
Елена Шомина, профессор Высшей школы экономики, член Общественного совета при Минрегионразвития РФ, автор исследований, посвященных жилищным движениям:
Возьмем ресторан. Если бы он ввел для «своих» соседей дешевые обеды (или бы раз в неделю стариков кормил бесплатно), то имел бы «добрый имидж».
У нас пока нет традиции уходить на ужин из дома, но допускаю, что наличие ресторанчика в доме могло бы облегчить жизнь. Это всегда компромисс - хочу жить в тишине, но тогда придется ходить в магазин где-то вдалеке. Или - хочу, чтобы продукты были рядом, но тогда придется потерпеть и приезд машины с хлебом или пивом...
Сейчас многие учреждения и магазины стали вкладывать средства в обустройство входа и прилегающей территории. Здесь важны договоренности с жителями. Обязательно в таком случае нужно нормальное ТСЖ и правление, куда войдут представители всех «нежилых помещений». Они должны вместе обсуждать общие задачи по улучшению имиджа дома. Не так важен вопрос средств, сколько согласованных и исполняемых правил игры.
Банкиры уберутся во дворе
Евгений Скоморовский, генеральный директор CENTURY 21 Запад:
От типа деятельности арендатора зависит многое, у каждой свои плюсы и минусы. Например, в случае размещения в помещении банка, можно говорить о таких позитивных последствиях, как круглосуточная охрана и уборка прилегающей территории, но появляются проблемы с парковкой.
Я бы предпочел жить в доме вообще без коммерческих площадей, либо с книжным магазинчиком и уютной кофейней на первом этаже. Но арендаторов выбирают собственники помещений. А таковыми жильцы дома могут стать в случае организации ТСЖ и при условии, что нежилые помещения не обрели своих собственников ранее.
Члены ТСЖ владеют вестибюлями и холлами, подвалами и чердаками, коридорами и лестничными клетками, наружными стенами и крышей, лифтами, а также землей под домом и придомовым участком на правах долевой собственности. Доходы от использования этих ресурсов попадают в «копилку» товарищества. И чтобы эксплуатация дома приносила дивиденды жильцам, необходимо всем действовать совместно в направлении защиты общих интересов, а не только личных, чтобы не превратиться в «лебедя, рака и щуку».