Происхождение игры в гольф связано с легендой о том, как обыкновенный пастух, бродя по прибрежным дюнам, от нечего делать ударил палкой по круглому камню, и случайно закатил его в кроличью нору. Потом к нему присоединились друзья, которым понравилась новая забава. Позже камни были заменены гуттаперчевыми мячами, кроличьи норы — лунками, а вместо палок приспособили клюшки.
На звание родины гольфа претендуют многие страны. К примеру, в Голландии был очень популярен kolven (правда, в него играли на льду), у римлян была похожая на гольф игра «паганика», которая могла перейти от них в Британию в 400 году новой эры. Китайцы полагают, что прародительницей современного гольфа была древняя игра «гуй ван», широко распространенная в Поднебесной в III-II веках до нашей эры. Существуют свои версии у французов и бельгийцев.
И тем не менее родиной классического гольфа считается маленький шотландский городок Сент-Эндрюс, названный по имени покровителя города, святого Андрея, чья гробница находится в полуразрушенном соборе, построенном около шести веков назад. Кстати, на одном из витражей этого старинного собора можно разглядеть изображение человека с клюшкой в руках.
Первое же письменное упоминание о гольфе, которое принято считать началом официальной истории игры, относится к 1457 году. Именно тогда король Джеймс запретил игру в гольф, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью - тренировками в стрельбе из лука. Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.
Терминология гольфа
СВИНГ (swing) - основное движение удара всеми клюшками кроме паттера. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завершения.
ДРАЙВ (drive) - удар драйвером.
ДРО (draw) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
ПИТЧ (pitch) - недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.
ПУЛ (pull) - удар, после которого мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).
ПУШ (push) - удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).
ПАТТ (putt) - катящийся удар, выполняемый на грине.
СЛАЙС (slice) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).
ФЕЙД (fade) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игроков с правосторонней стойкой).
ХУК (hook) - удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
ШЕНК (shank) - удар «пяткой» клюшки, после которого мяч летит в сторону.
ЧИП (chip) - невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.
АЙРОН, ЖЕЛЕЗКА (iron) - клюшка с плоским крюком. Стандартный набор айронов включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-й, а также питчинг-ведж и санд-ведж.
WOOD ВУД, ДЕРЕВЯШКА (wood) - клюшка с большой головкой. Чем больше размер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока три вуда - № 1 (драйвер), № 3 и № 5.
ДРАЙВЕР (driver) - (также вуд № 1) - клюшка для самого далекого удара, имеющая наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку.
ПАТТЕР (putter) - клюшка для патта.
ПИТЧИНГ- ВЕДЖ (pitching wedge, PW) - клюшка айрон, следующая в наборе после номера 9.
СЭНД-ВЭДЖ (sand wedge, SW) - клюшка айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Чаще используется для выбивания мячей из бункеров.
PAR ПАР (par) - условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар - это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров - двумя ударами, а если больше - то тремя ударами, Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов. Таким образом, первый тип лунок будет называться «пар 3», второй - «пар 4», а третий - «пар 5». Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак «+» или «-». Например, если игрок на лунке длиной 150 метров сделал 5 ударов, то его результат можно назвать «плюс 2» (количество ударов 5, минус пар лунки 3).
|