Вертолет, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлетом и посадкой, подъемная сила в котором создается одним или несколькими (чаще двумя) несущими винтами.
Слово "вертолет" введено вместо иностранного "геликоптер". Вертолет взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно висит над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полет в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полете вертолет может совершить планирующий спуск и посадку, используя самовращение (авторотацию) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полета некоторые вертолеты имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты.
Р’ зависимости РѕС‚ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° уравновешивания реактивного момента несущего винта различают вертолеты: одновинтовые (СЃ хвостовым винтом или СЃ реактивным РїСЂРёРІРѕРґРѕРј несущего винта), двухвинтовые (соосные; продольной схемы; СЃ перекрещивающимися РѕСЃСЏРјРё несущих винтов; СЃ поперечным расположением несущих винтов, или поперечной схемой) Рё многовинтовые. РР· РЅРёС… получили распространение вертолеты: одновинтовые СЃ хвостовым винтом (без крыла Рё СЃ крылом); двухвинтовые соосные Рё вертолеты продольной схемы.
Вертолеты любой схемы состоят из планера аналогичного самолетному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радио- и навигационное оборудование и т.д.), винтовой несущей системы (несущих винтов), двигательной (силовой) установки, трансмиссии (привода). Одновинтовые вертолеты с механическим приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.
Подавляющее большинство конструкций несущих винтов вертолетов выполнено с шарнирной подвеской лопастей. Такая подвеска дает возможность лопастям совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета во всем диапазоне скоростей полета. В то же время маховое движение лопастей ставит предел увеличению скорости полета вертолета свыше 350-370 км/час из-за срыва потока на них. В 1965 году появились вертолеты американской фирмы "Локхид" с безшарнирными полужесткими винтами, у которых маховое движение концов лопастей осуществляется вследствие упругого изгиба лопастей. А в 60-е годы ХХ века начались разработки конструкций жестких винтов, у которых практически устранено маховое движение.
Такие винты могут быть применены только в двухвинтовой соосной системе, обеспечивающей балансировку и управление вертолета. Жесткие соосные винты не имея срыва потока позволят довести скорость полета до 500-600 км/час. Основные три типа конструктивного выполнения лопастей - смешанная конструкция со стальным трубчатым лонжероном; цельнометаллическая конструкция с прессованным из алюминиевого сплава лонжероном; цельностеклопластиковая лопасть. Аэродинамическая компановка лопастей зависит от назначения вертолета и определяется условиями взлета, значением максимальной скорости конца лопасти при максимальной скорости полета.
Управление несущими винтами состоит из двух систем: циклического управления шагом лопастей и управления общим шагом лопастей. Циклическое управление шагом лопастей выполняется автоматом перекоса, изобретенным Б.Н.Юрьевым в 1911 году.
Автомат перекоса расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на кардане к неподвижной опоре. Внутреннее кольцо соединено с тягами продольного и поперечного управления; внешнее кольцо - с тягами управляющими лопастями.
Под действием тяг управления внутреннее кольцо автомата перекоса наклоняется, вызывая синусоидальное изменение углов установки лопастей в осевом шарнире и появлением горизонтально составляющей тяги несущего винта, которая вызывает поступательное движение вертолета и наклоняет его в сторону движения. Управление общим шагом лопастей осуществляется одновременным поворотом их в осевом шарнире относительно продольной оси лопасти посредством рычагов и тяг и служат для изменения вертикального режима полета: при одновременном увеличении угла установки всех лопастей вертолет поднимается; при одновременном уменьшении углов - опускается. Продольное и поперечное управление вертолетом осуществляется через автоматы перекоса; путевое управление - изменением шага лопастей хвостового винта (на одновинтовых вертолетах) или одновременным изменением общего шага лопастей в противоположных направлениях (на соосных вертолетах). При переходе на режим безмоторного планирования (режим самовращения несущих винтов) опусканием рычага общего шага уменьшают угол установки лопастей до 3-5 градусов.
Наибольшего развития вертолетостроение достигло РІ Р РѕСЃСЃРёРё (научно-конструкторские коллективы РїРѕРґ руководством Рњ.Р›.Миля Рё Рќ.Р.Камова), РІ РЎРЁРђ (фирмы "РЎРёРєРѕСЂСЃРєРёР№", "Боинг", "Белль", "Каман"). Франции ("РЎСЋРґ-авиасьен"), Англии ("Уэстленд") Рё Рталии ("Агуста"). Вертолеты широко применяются РІ народном хозяйстве, РЅР° работах РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ сельскохозяйственными вредителями Рё болезнями садов, виноградников Рё ценных технических культур, Р° также РїРѕ РїРѕРґРєРѕСЂРјРєРµ посевов; для транспортных Рё пассажирских перевозок, РїСЂРё проведении геологоразведочных работ, для гравеметрической съемки, для разведки ледовой обстановки, для патрулирования линий высокого напряжения, газо- Рё нефтепроводов, для перевозки Рё монтажа крупногабаритного обородувания, установки мачт Рё РґСЂСѓРіРёС… монтажных работ, для санитарных Рё спасательных работ Рё С‚.Рґ.
Вертолеты "Ми"
Опытно-конструкторское Р±СЋСЂРѕ РёРј. Рњ.Р›.Миля было создано РІ 1947 РіРѕРґСѓ. Рљ этому времени коллектив РћРљР‘ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата. Первый полет вертолета был выполнен РІ 1948 РіРѕРґСѓ. РћРЅ успешно выдержал летные Рё государственные испытания: машина хорошо зависала, продемонстрировала высокую маневременность Рё удовлетворительную устойчивость. Р’ 1950 РіРѕРґСѓ началось серийное производство первого РІ стране вертолета, который получил название РњР-1. Р СѓР¶Рµ РІ следующем РіРѕРґСѓ РЅР° воздушном параде, проходившем РЅР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј аэродроме РІ Тушино, участвовала РіСЂСѓРїРїР° этих машин.
Представляет определенный интерес заявление,сделанное РІ то время английским пилотом Дж.Фрикером, который сравнивал РњР-1 СЃ аналогичными западными вертолетами S-51 Рё "Сикамор": "РњР-1 РїРѕ сравнению СЃ "Сикамором" располагает полезным избытком мощности, обеспечивающим хорошие летные показатели РІ тропических условиях Рё РЅР° больших высотах полета. "Сикамор" всегда считался РѕРґРЅРёРј РёР· лучших вертолетов РёР·-Р·Р° небольших вибрация6 РЅРѕ пожалуй, РњР-1 даже лучше его Рё РЅРµ имеет РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РёР· обычно наблюдающихся форм вибраций малых амплитуд...
РњР-1 также приятен относительно небольшим уровнем шума: неслышно скрежета трансмииссий Рё, РІ отличие РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… вертолетов, его двигатель работает мягче. Второй полет РЅР° вертолете подтвердил эти первоначальные впечатления Рѕ грамотном инженерном решении конструкции Рё Рѕ разумном его выполнении. Р’ своей категории РњР-1 РЅРµ уступает РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РёР· западных машин РїРѕ летным характеристикам". ("Airplane", 1956, N 2346). Вертолет РњР-1 сразу нашел широкое применение РІ народном хозяйстве: для сельскохозяйственных авиахимических работ, разведки СЃ палуб ледокольных Рё китобойных СЃСѓРґРѕРІ, подсчета запасов леса, обслуживания геологических партий, спасения рыбаков Рё С‚.Рґ.
Зарубежным заказчикам было поставлено несколько сот машин этого типа. С 1957 года их начали строить по советской лицензии в Польской народной республике.
ФАРофициально утверждено 23 мировых рекорда установленных РЅР° РњР-1 советскими Рё польскими вертолетчиками.
Р’ 1951 РіРѕРґСѓ РћРљР‘ получило задание создать вертолет, который РїРѕ СЃРІРѕРёРј данным, РІ частности РїРѕ грузоподъенмности Рё потолку, превосходил Р±С‹ лучшие аналоги того времени. Р’ самые сжатые СЃСЂРѕРєРё коллектив РћРљР‘ разработал новый вертолет Рё РІ конце 1952 РіРѕРґР° началась подготовка его Рє серийному производству. Рто был получивший широкую известность транспортный вертолет РњР-4, оснащенный поршневым двигателем РђРЁ-82Р’ - вертолетным вариантом известного двигателя конструкции Рђ.Р”.Швецова. После успешного завершения государственных испытаний РњР-4 был РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ эксплуатацию.
РњР-4 был первым вертолетом СЃ задним погрузочным люком Рё трапом для РїРѕРіСЂСѓР·РєРё РІ фюзеляж различной колесной техники. Р’ настоящее время такое компановочное решение, впервые тогда предложенное РІ РћРљР‘, стало общепринятым для транспортных машин.
Р’ процесе разработки РњР-4 был сделан значительный шаг вперед РІ развитии конструкции основных агрегатов. Впервые РІ систему управления вертолетом были включены гидробустеры. Р’ частности, это был первый летательный аппарат СЃ полностью необратимым бустерным управлением.
Наиболее трудной проблемой было создание надежных лопастей несущего винта. После проработки множества вариантов ресурс лопастей был доведен СЃРѕ 150 РґРѕ 2000-2500 часов СЃ одновременным повышением РёС… надежности. Проводились также исследования РїРѕ повышению ресурса РґСЂСѓРіРёС… основных жизненно важных агрегатов машины. РњР-4 стал РѕРґРЅРёРј РёР· самых надежных вертолетов РІ РјРёСЂРµ.
Р’ С…РѕРґРµ РґРѕРІРѕРґРєРё Рё РїСЂРё эксплуатации РњР-4 пришлось столкнуться СЃ явлениями флаттера Рё земного резонанса. РџРѕРґ руководством Рё РїСЂРё личном участии Рњ.Р›.Миля эти проблемы были решены. РЁРёСЂРѕРєСѓСЋ известность получили теоретические работы РїРѕ этим вопросам его учеников Рђ.Р’.Некрасова Рё Р›.Рќ.Гротко. Разработка теории флаттера Рё земного резонанса помогла исключить возможность РёС… возникновения РІ последующих конструкциях вертолетов.
РљСЂРѕРјРµ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ транспортного, появились пассажирский, санитарный Рё сельскохозяйственный варианты. РћРґРЅР° РёР· модификаций вертолета оборудована поплавковым шасси. РЎРѕ специальной наружней подвеской РњР-4 использовался РІ качестве летающего крана.
РќР° вертолетах РњР-4 было установлено 7 мировых рекордов. Р’ 1958 РіРѕРґСѓ РЅР° Всемирной выставке РІ Брюсселе творческий труд создателей вертолета был отмечен Золотой Медалью.
Р’ 1953 РіРѕРґСѓ РћРљР‘ приступило Рє разработке транспортного вертолета для перевозки 6 тонн РіСЂСѓР·Р° РЅР° расстояние РґРѕ 600 РєРј. Первый полет РЅРѕРІРѕРіРѕ вертолета одновинтовой схемы РњР-6 СЃ РґРІСѓРјСЏ турбовинтовыми двигателями состоялся РІ 1957 РіРѕРґСѓ. Р’ том Р¶Рµ РіРѕРґСѓ РІРѕ время испытательного полета был установлен первый РјРёСЂРѕРІРѕР№ рекорд - РїРѕРґРЅСЏС‚ РіСЂСѓР· 12 тонн. Р’ 1962 РіРѕРґСѓ - РіСЂСѓР· весом 20,1 тонны. РЎ 1959 РїРѕ 1964 Рі.Рі. РЅР° РњР-6 серийного производства установлено еще 12 мировых рекордов.
Применение автопилота, дополнительного навигационного оборудования, электротепловой, антиобледенительной системы, введение РІ состав экипажа штурмана позволили использовать РњР-6 практически РІ любое время РґРЅСЏ Рё ночи Рё РІ любую РїРѕРіРѕРґСѓ.
По сути дела он стал первым всепогодным вертолетом и с 1964 года успешно эксплуатируется в народном хозяйстве нашей страны.
Р’ 1965 РіРѕРґСѓ РњР-6 вместе СЃ вертолетом-краном РњР-10 впервые демонстрировался РЅР° авиационной выставке РІ Париже. Зарубежная пресса оценивая успех советского вертолетостроения, констатировало, что РїСЂРё создании РњР-6 (Рё РњР-10) "были решены такие инженерные проблемы, Рє которым РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ осмеливаются приблизиться конструкторы западных фирм" ("Interavia", 1965 РіРѕРґ, N 8). Напомним, что это писалось спустя 8 лет после первого полета РњР-6. Значение этой машины РЅРµ исчерпывается ее большой грузоподъемностью Рё размерами.
РњР-6 - первый РІ РјРёСЂРµ вертолет перешагнувший рубеж скорости 320 РєРј/час, который, как считалось РѕРґРЅРѕ время, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ будет достигнут аппаратами этого типа.
РњР-6 - первый РІ РјРёСЂРµ вертолет серийного производства, оснащенный РґРІСѓРјСЏ турбовинтовыми двигателями СЃРѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ турбиной. Его компановочная схема признана классической.
Р’ РёСЋРЅРµ 1960 РіРѕРґР° РњР-10 совершил первый полет. Р’ процессе испытаний было установлено, что вертолет может транспортировать РіСЂСѓР·С‹ длиной РґРѕ 20 метров, высотой РґРѕ 3,5 метров, шириной РґРѕ 5 метров (РїСЂРё крестообразной форме РіСЂСѓР·Р° - РґРѕ 10 метров), весом 12 тонн РЅР° расстояние РґРѕ 250 РєРј Рё весом 15 тонн - РЅР° более короткие расстояния.
Р’ 1965 РіРѕРґСѓ РЅР° специально подготовленном вертолете РњР-10 СЃ шасси РѕС‚ РњР-6 установлено РґРІР° мировых рекорда: РіСЂСѓР· 25,1 тонны РїРѕРґРЅСЏС‚ РЅР° высоту 2840 метров, Р° РіСЂСѓР· 5 тонн - РЅР° 7150 метров.
Р’ последующие РіРѕРґС‹ РІ РћРљР‘ проводились плодотворные работы РїРѕ созданию средних Рё легких вертолетов СЃ турбинными двигателями. Р’ 1960 РіРѕРґСѓ началась работа над пасажирским вертолетом СЃ турбинной силовой установкой (РЅР° базе РњР-4). Первый вариант вертолета имел РѕРґРёРЅ двигатель СЃРѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ турбиной конструкции РћРљР‘ Рђ.Р“.Рвченко. Р’ 1961 РіРѕРґСѓ эта машина СѓР¶Рµ участвовала РІ показе РЅРѕРІРѕР№ авиационной техники РІ Тушино.
Р’ дальнейшем было решено применить двухдвигательную силовую установку, обеспечивающую нормальное продолжение полета РїСЂРё выходе РёР· строя РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· двигателей. Первый такой вертолет - РњР-8 СЃ РґРІСѓРјСЏ турбовинтовыми двигателями конструкции РћРљР‘ РЎ.Рџ.Рзотова РІ 1965 РіРѕРґСѓ поступил РІ серийное производство.
Р’ 1960 РіРѕРґСѓ РћРљР‘ начало проектировать легкий вертолет РЅР° базе РњР-1 СЃ РґРІСѓРјСЏ двигателями конструкции РЎ.Рџ.Рзотова. Создание такого вертолета - РњР-2, было шагом вперед РІ развитии машин такого класса. Двухтурбинная схема для легких вертолетов, впервые примененная для РњР-2, получила РІ настоящее время общее признание. РћРЅ обладает значительными преимуществами перед РњР-1 как РїРѕ грузоподъемности, так Рё РїРѕ скорости.
Рта машина как Р±С‹ перешла РїРѕ СЃРІРѕРёРј данным РІ класс РњР-4, оставаясь РїРѕ размерам Рё взлетному весу РІ классе РњР-1. Р’ 1967 РіРѕРґСѓ РІ РІРѕР·РґСѓС… поднялся самый большой РёР· РєРѕРіРґР°-либо существовавших вертолетов Р’-12. Р’ РѕРґРЅРѕРј РёР· испытательных полетов РѕРЅ РїРѕРґРЅСЏР» РіСЂСѓР· весом более 40 тонн. Вертолет был построен РїРѕ поперечной схеме СЃ крылом обратного сужения. РџРѕ оценкам специалистов появление такого экспериментального вертолета подтвердило возможность перехода Рє созданию винтокрылых аппаратов СЃ взлетным весом 100 тонн.
Р’ дальнейшем были созданы: многоцелевой вертолет РњР-17, СЃ успехом использующийся РІ народном хозяйстве нашей страны, Рё вертолет РњР-26 - самый грузоподъемный серийный вертолет создававшийся для выполнения уникальных монтажных работ.
Вертолеты "КА"
1948 РіРѕРґ. Воздушный парад РЅР° Тушинском аэродроме, посвященный Дню Воздушного Флота. Внимание зрителей привлекает автомобиль, РЅР° РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№ платформе которого размещается вертолет. РћРЅ взлетает, делает РєСЂСѓРі над аэродромом Рё СЃРЅРѕРІР° садится РЅР° платформу. Создатель "летающего мотоцикла" (как его назвали журналисты) - Николай Рльич Камов, РІ течение РјРЅРѕРіРёС… лет конструировавший автожиры. Одноместный вертолет СЃ мотоциклетным двигателем, СЃ РґРІСѓРјСЏ соосными несущими винтами, вращающимися РІ противоположных направлениях, - новая его конструкция.
После успешной демонстрации вертолета создается опытно-конструкторское Р±СЋСЂРѕ РІРѕ главе СЃ главным конструктором Рќ.Р.Камовым, которому поручается разработка одноместного корабельного вертолета для разведки, СЃРІСЏР·Рё Рё наблюдения. Новый вертолет РљРђ-10 имел ту Р¶Рµ принципиальную схему, что Рё "летающий мотоцикл", РЅРѕ более мощный авиационный поршневой двигатель воздушного охлаждения РђР-4Р“ СЃ взлетной мощностью 55 Р».СЃ., разработанный РІ РћРљР‘ Рђ.Р“.Рвченко.
Рспытания РљРђ-10 РІ 1949-1951 Рі.Рі. продемонстрировали свойственную вертолетам СЃРѕРѕСЃРЅРѕР№ схемы исключительную маневренность Рё хорошую управляемость. РќР° вертолете РљРђ-10, Р° затем Рё РЅР° его модифицированном варианте РљРђ-10Рђ были отработаны такие принципиальные конструктивные решения, как система управления соосными несущими винтами Рё двухкилевое оперение, которые РІ дальнейшем легли РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ всех разработанных РћРљР‘ вертолетов.
РЎ этого времени создание двухвинтовых соосных вертолетов самого разнообразного назначения Рё различных весовых категорий становится главным направлением творческой деятельности РћРљР‘ Рќ.Р.Камова.
Следующий этап работы РћРљР‘ - создание семейства 2-3-С… местных близких РїРѕ характеристикам соосных вертолетов РљРђ-15, РљРђ-15Рњ, РљРђ-18. Рти многоцелевые вертолеты, имея общую несущую систему, редуктор Рё двигатель, отличались РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° назначением Рё конструкцией фюзеляжа. Для РЅРёС… было спроектировано различное съемное оборудование: аппаратура для опыления, опрыскивания, генерации аэрозолей, подвесные контейнеры для РіСЂСѓР·РѕРІ Рё почты, гондолы для перевозки больных, поплавковое шасси, второе управление РІ учебном варианте.
В результате поиска новых более эффективных компановочных и конструктивных решений в 1964 и 1965 годах был создан многоцелевой вертолет КА-26. На основе схемы "летающего шасси" была достигнута высокая весовая отдача вертолета с двумя поршневыми двигателями. Комплект быстросъемного навесного оборудования: пассажирская кабина, грузовая платформа, аппаратура для опрыскивания и внесения минеральных удобрений, присбособление для транспортировки грузов на внешней подвеске - позволяет бригаде из 3 человек за 1,5-2,0 часа переоборудовать вертолет из одного варианта в другой.
Рљ конструктивным особенностям вертолета, РєСЂРѕРјРµ схемы "летающего шасси", двухдвигательной силовой установки Рё системы создания избыточного давления РІ кабине пилота для защиты РѕС‚ химикатов РЅР° сельхозработах следует отнести Рё широкое применение стеклопластика. РР· него РЅР° вертолете изготовлены РЅРµ только различные обтекатели, капоты, РїРѕР» кабины, бункер для химикатов, РЅРѕ Рё такие важнейшие элементы конструкции, как лопасти несущего винта. РџРѕ сравнению СЃ дюралевыми такие лопасти практически РЅРµ имеют ограничения ресурса РїРѕ условиям усталостной прочности, исключается необходимость применения сложной дорогостоящей оснастки Рё обработки РЅР° станках.
Совместно с различными исследовательскими институтами в течение нескольких лет проводились эксперименты по подбору материала, клея, режимов прессования по отработке конструкции лопастей, по испытанию отсеков и натурных лопастей. В результате была разработана конструкция и технология серийного изготовления стеклопластиковых лопастей, несущих винтов вертолета КА-15 (диаметром 10 метров) и вертолета КА-26 (диаметром 13 метров) и впервые в мировой практике вертолетостроения стеклопластиковые лопасти были внедрены в широкую эксплуатацию.
Зарубежная пресса отмечала, что все специфические проблемы вертолетостроения в конструкции вертолета КА-26, который выполняет виражи с большим креном, трудноосуществимым на других винтокрылых машинах, решены на высоком уровне. Пилоты при управлении этой машины выявили редкие для вертолета устойчивость и легкость управления.
Опыт эксплуатации показывает, что использование вертолетов КА-26 наиболее эффективно на агрохимических работах.
Здесь в наибольшей степени подтверждается преимущество соосной схемы. С одной стороны - исключительная маневременность соосного вертолета позволяет совершать полеты в непосредственной близости от обрабатываемых сельскохозяйственных угодий сложного рельефа. С другой стороны - кольцеобразные вихри, индуцируемые соосной несущей системой, способствуют проникновению химикатов в густую крону растений по всей их высоте. Благодаря этому КА-26 успешно используется на виноградных плантациях, на полях пшеницы и хлопчатника, сахарной свеклы и риса, на горных пастбищах и в садах. По заключениям зарубежных специалистов, применение вертолета КА-26 для защиты растений обходится значительно дешевле, чем использование любых наземных средств.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.bizforum.ru/