Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так РІ первый день РІРѕР№РЅС‹ РЅР° митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов РІСЃРµ, СЃРІРѕРё силы, весь СЃРІРѕР№ опыт Рё талант, РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ РєСЂРѕРІСЊ, если это понадобится, отдать делу священной народной РІРѕР№РЅС‹ против врагов нашей Родины». Рти слова были оправданны. РЎ самого начала РІРѕР№РЅС‹ писатели почувствовали себя «мобилизованными Рё призванными». Около РґРІСѓС… тысяч писателей ушли РЅР° фронт, более четырехсот РёР· РЅРёС… РЅРµ вернулись. Рто Рђ. Гайдар, Р•. Петров, Р®. Крымов, Рњ. Джалиль; совсем молодыми погибли Рњ. Кульчицкий, Р’. Багрицкий, Рџ. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.
Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была
"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"
Рсаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей Рё читателей свидетельствовали Рѕ том, что РІ РіРѕРґС‹ РІРѕР№РЅС‹ между поэтами Рё народом установился невиданный РІ истории нашей РїРѕСЌР·РёРё сердечный контакт. Душевная близость СЃ народом является самой примечательной Рё исключительной особенностью лирики 1941-1945 РіРѕРґРѕРІ.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа
– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,
Рсаковского, Твардовского слышится тревога Р·Р° отечество Рё беспощадная ненависть Рє врагу, горечь утрат Рё сознание жестокой необходимости РІРѕР№РЅС‹.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.
Рто нашло отражение Рё РІ РїРѕСЌР·РёРё: РїРѕСЏРІРёСЃСЊ проникновенные стихи Рѕ РњРѕСЃРєРІРµ
Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине
Рсаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания:
Впору поднять десяти поколеньям
Тяжесть, которую подняли мы.
(писал в своих стихах А.
РЎСѓСЂРєРѕРІ)
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов,
Александр Твардовский, Алексей РЎСѓСЂРєРѕРІ, Ольга Берггольц, Михаил Рсаковский,
Константин Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую
(баллады, поэмы).
РџР РћР—Рђ.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод
Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.
В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья
Алексея Толстова "Москве угрожает враг".
РџРѕ настроению, РїРѕ тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. Р’ сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Рзлюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные Рє СЂРѕРґРёРЅРµ Рё народу, были весьма разнообразны РїРѕ жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, РїРёСЃСЊРјР°, дневники. Таково, Рє примеру, РїРёСЃСЊРјРѕ Леонида Леонова "Неизвестному американскому РґСЂСѓРіСѓ".
Публицистика оказала РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ влияние РЅР° РІСЃРµ жанры литературы военных лет, Рё прежде всего РЅР° очерк. РР· очерков РјРёСЂ впервые узнал Рѕ бессмертных именах Р—РѕРё Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, Рѕ РїРѕРґРІРёРіРµ молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен РІ 1943-1945 годах был очерк Рѕ РїРѕРґРІРёРіРµ большой РіСЂСѓРїРїС‹ людей.
Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта
Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года"
Лидина, "Рюль - Декабрь" РЎРёРјРѕРЅРѕРІР°.
В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.
Человеческое счастье Рё РІРѕР№РЅР° – так РјРѕР¶РЅРѕ сформулировать РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ принцип таких произведений, как "Просто любовь" Р’. Василевской, "Рто было РІ
Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Рто было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося РґРѕ капитана, провоевавшего РїРѕРґ Сталинградом РІСЃРµ долгие РґРЅРё Рё ночи, участвовавшего РІ его РѕР±РѕСЂРѕРЅРµ, РІ страшных Рё непосильных Р±РѕСЏС…, которые вела наша армия. Р’ произведении РјС‹ РІРёРґРёРј стремление автора РЅРµ только воплотить личные воспоминания Рѕ РІРѕР№РЅРµ, РЅРѕ Рё попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки РїРѕРґРІРёРіР° солдата. Читатель увидел РІ повести великое испытание, Рѕ котором написано честно Рё достоверно, столкнулся СЃРѕ всей бесчеловечностью Рё жестокостью РІРѕР№РЅС‹. Рто была РѕРґРЅР° РёР· первых попыток психологического осмысления РїРѕРґРІРёРіР° народа.
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона
Ширяев Рё Керженцев делают РІСЃРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРµ, чтобы сберечь как РјРѕР¶РЅРѕ больше человеческих жизней, чтобы выполнить СЃРІРѕР№ долг. РРј противопоставлен РІ романе образ Калужского, который думает только Рѕ том, чтобы РЅРµ попасть РЅР° передовую; автор также осуждает Рё РђР±СЂРѕСЃРёРјРѕРІР°, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря РЅР° любые потери, бросая людей РїРѕРґ губительный РѕРіРѕРЅСЊ пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева
«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. Рповесть его посвящена подвигам простых русских солдат.
В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В.
Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где
«просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. РСашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата,
Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. Рчто учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».
В«Рстория Сашки — это история человека, оказавшегося РІ самое трудное время РІ самом трудном месте РЅР° самой трудной должности — солдатской», — писал Рѕ герое Кондратьева Рљ. Рњ. РЎРёРјРѕРЅРѕРІ.
Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени.
Рспользованная литература:
Рстория СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ советской литературы. РџРѕРґ редакцией РїСЂРѕС„. Рџ.РЎ. Выходцева.
Рздательство "Высшая школа", РњРѕСЃРєРІР° – 1970
Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения.
Герои. РР·Рґ. третье. РњРѕСЃРєРІР°, "Советский писатель", 1985
> Русская литература РҐРҐ века. РР·Рґ. "Астрель", 2000