Родился Рсаак Рльич Левитан РІ августе 1860 РіРѕРґР° РІ небольшом литовском РіРѕСЂРѕРґРєРµ Кибартай. Почти нет сведений Рѕ детстве С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°. РћРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ вспоминал Рѕ своем прошлом, Р° незадолго РґРѕ смерти уничтожил СЃРІРѕР№ архив, РїРёСЃСЊРјР° родных Рё близких. Р’ его бумагах нашли пачку писем, РЅР° которых СЂСѓРєРѕР№
Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко, знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.
Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись СЃ семьей РІ РњРѕСЃРєРІРµ, РѕРЅ стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, РІ выборе жизненного пути Рсаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє. РћРЅ часто брал мальчика СЃ СЃРѕР±РѕР№ РЅР° этюды, РЅР° художественные выставки. РљРѕРіРґР°
Рсааку исполнилось 13 лет, РѕРЅ был РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ число учеников Училища Р¶РёРІРѕРїРёСЃРё, ваяния Рё зодчества.
Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. “Левитану давалось все легко, - вспоминал его товарищ, известный русский живописец
Михаил Нестеров, - тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой.
Как-то пришел к нам в натурный класс и написал необязательный для пейзажистов этюд голого тела, написал совершенно по-своему, в два-три дня, хотя на это полагался месяц. Вообще Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало усилий.
Его неоконченный “Симонов монастырь”, взятый с противоположного берега
Москвы-реки, приняли как некое откровение. Тихий покой летнего вечера был передан молодым собратом нашим прекрасно”.
Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского,
Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В
“Очерках гоголевского периода” (РІ 1856 Рі.) Чернышевский писал: “Если Р¶РёРІРѕРїРёСЃСЊ ныне находится вообще РІ довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства РѕС‚ современных стремлений”. Рта Р¶Рµ мысль приводилась РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… статьях журнала
“Современник”.
Но живопись уже начинала приобщатся к современным стремлениям - раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятою долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в
Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся,
- они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.
Перов, вспоминая годы своего ученичества, говорил, что съезжались туда “со всех концов великой и разноплеменной России. Роткуда у нас только не было учеников!.. Были они из далекой и холодной Сибири, из теплого Крыма и Астрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, а в заключение были и из Константинополя. Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища!..”.
Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся из этого раствора, из этой пестрой смеси “племен, наречий, состояний”, стремились наконец поведать о том, чем они жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс был начат, в Петербурге он скоро ознаменовался двумя поворотными событиями, положившими конец академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году
14 выпускников Академии РІРѕ главе СЃ Р. Крамским отказались писать дипломную картину РЅР° предложенный сюжет “Пир РІ Валгалле” Рё просили предоставить РёРј самим выбор сюжетов. РРј было отказано, Рё РѕРЅРё демонстративно вышли РёР·
Академии, образовав независимую Артель художников по типу коммун, описанных
Чернышевским в романе “Что делать?”. Второе событие - создание в 1870 году
Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской.
Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка передвижников убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них передвижники. Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства “не везло” долго, собственно всю вторую половину века.
Рљ началу 90-С… РіРѕРґРѕРІ среди молодых С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ школы были, правда, те, кто достойно Рё серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: РЎ. Рванов СЃ его циклом картин Рѕ переселенцах, РЎ.
Коровин - автор картины “На миру”, где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену “Мира искусства”, равно далекого и от передвижничества и от Академии, - об этом новом художественном течении скажем дальше.
Как выглядела в ту пору Академия? Ее прежние ригористические художественные установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был
“красивым”, а не “мужицким” (пример “красивых” неакадемических произведений
- сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее “красота” - пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину “Смерть Нерона”); нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями “эллинского духа” одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и
Айвазовский - тоже “академический” художник. С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова,
Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между передвижниками и
Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии
Р.Р. Толстой, РїРѕ инициативе которого Рё были призваны Рє преподаванию ведущие передвижники.
Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, - это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли и Репин, и Суриков, и
Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель, причем они не повторили
“бунта четырнадцати” и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.
Точнее, они все извлекли пользу из уроков П.П. Чистякова, которого поэтому и называли “всеобщим учителем”. Чистякова заслуживает особого внимания.
Есть даже что-то загадочное во всеобщей популярности Чистякова у художников очень разных по своей творческой индивидуальности.
Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.
Р’. Васнецов обращался Рє Чистякову СЃРѕ словами: “Желал Р±С‹ называться вашим сыном РїРѕ духу”. Врубель СЃ гордостью называл себя чистяковцем. Рэто РЅРµ смотря РЅР° то, что как С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Зато как педагог был РІ своем СЂРѕРґРµ единственным. РЈР¶Рµ РІ 1908 РіРѕРґСѓ Серов писал ему: “Помню вас, как учителя, Рё считаю вас единственным (РІ Р РѕСЃСЃРёРё) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы - чему только Рё РјРѕР¶РЅРѕ учить”. Мудрость Чистякова была РІ том, что РѕРЅ понимал, чему учить РјРѕР¶РЅРѕ Рё должно, как фундаменту необходимого мастерства, Р° чему нельзя - что идет РѕС‚ таланта Рё личности С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, которые надо уважать Рё относиться СЃ пониманием Рё бережно. Поэтому его система обучению СЂРёСЃСѓРЅРєСѓ, анатомии Рё перспективе РЅРµ РєРѕРіРѕ РЅРµ сковывала, каждый извлекал РёР· нее РЅСѓР¶РЅРѕРµ для себя, оставался простор личным дарованиям Рё поискам, Р° фундамент закладывался прочный. Чистяков РЅРµ оставил развернутого изложения своей “системы”, РѕРЅР° реконструируется РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РїРѕ воспоминаниям его учеников. Рта была система рационалистическая, суть ее заключалась РІ сознательном аналитическом РїРѕРґС…РѕРґРµ Рє построению формы. Чистяков учил “рисовать формой”. РќРµ контурами, РЅРµ “чертежно” Рё РЅРµ тушевкой, Р° строить объемную форму РІ пространстве, РёРґСЏ РѕС‚ общего Рє частному. Рисование РїРѕ Чистякову, есть интеллектуальный процесс, “выведение законов РёР· натуры” - это РѕРЅ Рё считал необходимой РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ искусства, какая Р±С‹ РЅРµ была Сѓ С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° “манера” Рё “природный оттенок”. РќР° приоритете СЂРёСЃСѓРЅРєР° Чистяков настаивал Рё СЃРѕ своей склонностью Рє шутливым афоризмам выражал это так: “Рисунок - мужская часть, мужчина; Р¶РёРІРѕРїРёСЃСЊ - женщина”.
Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Был ли тут причиной Чистяков с его “системой” или общая направленность русской культуры к реализму была причиной популярности чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова,
Нестерова и Врубеля включительно чтили “вечные незыблемые законы формы” и остерегались “развеществления” или подчинения аморфной красочной стихии, как бы ни любили цвет.
В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов
- Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось а искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический
“пейзаж настроения”, ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с
А. П. Чеховым. Чехов и Левитан - ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в Москву из провинции.
“Когда СЏ узнала Левитана, - вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, - РѕРЅ Р¶РёР» РЅР° гроши, как Рё РјРѕР№ брат Николай, РґР° Рё большинство РґСЂСѓРіРёС… учеников, заработанные то продажей РЅР° ученической выставке, то исполнением РєРѕРµ-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся СЃ нашей семьей СѓР¶Рµ после окончания школы, РєРѕРіРґР° РјС‹ поселились РІ красивом имении Бабкине, РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№... РЎ утра РґРѕ вечера Левитан Рё брат были Р·Р° работой... Левитан РёРЅРѕРіРґР° РїСЂСЏРјРѕ поражал меня, так СѓРїРѕСЂРЅРѕ РѕРЅ работал, Рё стены его “курятника” быстро покрывались рядами превосходных этюдов... Р’ РґРЅРё отдыха РјС‹ часами просиживали СЃ удочками РіРґРµ-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ тени прибрежных кустов... Левитан любил РїСЂРёСЂРѕРґСѓ как-то особенно. Рто была даже Рё РЅРµ любовь, Р° какая-то влюбленность... Рскусство было для него чем-то даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил РІ этот путь, верил, что РІРёРґРёС‚ РІ СЂРѕРґРЅРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґРµ новые красоты».
С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.
“Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи”, - признавался Левитан Чехову в одном из писем. В это же время Чехов пишет одному из своих адресатов: “Со мной живет Левитан, привезший... массу (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов. Талант его растет не по дням, а по часам...”
Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. “Картины Левитана, - писал Паустовский, - требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков”.
В повести Чехова “Три года” есть эпизод посещения художественной выставки а Училище живописи. Героиня повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что на выставке много картин одинаковых. Но вот она
“остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через него бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.
Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь.
Рпочему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего- то неземного, вечного”. Взволнованная тем, что “картина стала ей вдруг понятна”, Юлия “начала снова ходить по залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не казалось, что на выставке много одинаковых картин”.
Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов никогда ничего не брал прямо “из натуры”. Повесть “Три года” написана в 1894 году, когда творчество
Левитана, друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований показывает, что такое “пейзаж настроения”, на какое восприятие он был рассчитан и что значило его
“понимать”. Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже “ничего особенного”.
А она не могла им объяснить, потому что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только почувствовать через свой душевный опыт.
Картину “Осенний день. Сокольники” Левитан написал в 1879 году, она была одна из первых его работ. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы
Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.
“...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. “Осенний день в
Сокольниках” первая картина выдающегося СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° Рсаака Левитана, РіРґРµ серая Рё золотея осень, печальная, как тогдашняя русская Р¶РёР·РЅСЊ, как Р¶РёР·РЅСЊ самого Левитана, дышала СЃ холста осторожной теплотой Рё щемила Сѓ зрителей сердце... Осень РЅР° картинах Левитана очень разнообразна.
Невозможно перечислить РІСЃРµ осенние РґРЅРё, нанесенные РёРј РЅР° полотно”, - так писал Рѕ творчестве выдающегося СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ пейзажиста Рсаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.
Летом 1890 РіРѕРґР° Левитан едет РІ Юрьевец Рё среди многочисленных пейзажей Рё этюдов пишет РІРёРґ Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел РѕРґРЅРѕР№ РёР· лучших картин С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° «Тихая обитель», РіРґРµ образ тихой обители Рё мостков через реку, соединявших ее СЃ окружающим РјРёСЂРѕРј, выражали глубокие размышления С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° Рѕ Р¶РёР·РЅРё. Рзвестно, что эта картина произвела сильное впечатление РЅР° Чехова.
Левитан не населял свой пейзажи людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине “Осенний день. Сокольники” написал Николай Чехов, брат писателя. Ртем не менее картины Левитана теснейшим образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Для него понять природу - означало передать самые свой сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью может быть оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.
Картину “Владимирка” в 1894 году Левитан принес в дар П.Н. Третьякову для галереи. Владимирка - это большая дорога Владимировской губернии. В одном из воспоминании о Левитане читаем: “однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... “постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...”. Рв тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть”.
Так РІРѕР·РЅРёРє замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРј, здесь СЃ большей определенностью, чем РІ РґСЂСѓРіРёС… картинах, превратилась РІ СЃРєРѕСЂР±РЅСѓСЋ тему народного движения. Рто подлинный документ СЌРїРѕС…Рё, пейзаж, стоящий РІ РѕРґРЅРѕРј СЂСЏРґСѓ СЃ произведениями, обличающими гнет, насилие Рё РїСЂРѕРёР·РІРѕР» царской Р РѕСЃСЃРёРё. Название картины - “Владимирка” - Сѓ людей того времени вызывала социальные ассоциации, заставляя вообразить вполне определенные картины Р¶РёР·РЅРё Р РѕСЃСЃРёРё. РќРѕ, РєСЂРѕРјРµ названия, картина РЅРµ содержит больше никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, РІ котором Левитан РЅРµ поступился красотой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РЅРµ умолил ее поэтической прелести Рё величественности.
Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания? Безусловно, главнейшим в картине для понимания ее смысла является образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется. Кажется, что она из края в край пересекла всю страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Чувство щемящей тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. Рвоображение создает картины людской скорби, слышатся звуки цепей и народный стон. “Стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на железной цепи...” (Некрасов). Важно в картине изображение холодного, серого неба, занимающего значительную часть холста, по которому вольно бегут облака. Рконечно, основную мысль произведения раскрывает его колорит. Вроде бы богата и многообразна цветовая гамма пейзажа, все краски, которые есть в природе, сохранены на полотне. Но все эти разнообразные цвета приведены к единой тональности и звучат как приглушенные краски серого сумрачного дня.
Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах “У омутах”, “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”, “Март”, “Золотая осень”, “Большая дорога”, “Сумерки. Стога”, “Летний вечер”, “Озеро, Русь” нашли отражение размышления художника о смысле жизни.
Картина “У омута” проникнута мрачным предчувствием. Сумерки. Тяжелые облака плывут по закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут кого- то. Кажется, что лес полон шорохов, живет той тайной ночной жизнью, которой не знает человек. Узкая тропинка, шаткие мостки над омутом ведут в таинственную, полную неизвестности чащу. Страшно остаться одному в таком месте.
Совсем иным чувством проникнута картина “Ветреный день”. Вероятно, это самое радостное произведение Левитана.
“Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил в Москву Левитан с Волги. Там, после упорных трудов, был окончен “Ветреный день” с нарядными баржами на первом плане.
Ртот этюд-картина РЅРµ легко дался С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ. Р’ конце концов “Ветреный день” был окончен, Рё, быть может, РЅРё РѕРґРЅР° картина, РєСЂРѕРјРµ репинских “Бурлаков”, РЅРµ дает такой СЏСЂРєРѕР№, точной характеристики Волги”, - эти слова принадлежат С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ Михаилу Нестерову.
Левитан написал на Волге множество картин, изобразив и “Пасмурный день” и “После дождя. Плес” и “Вечер на Волге”, но, может быть, самый яркий образ вейкой русской реки запечатлен на полотне “Свежий ветер”.
Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие солнечные блики, огромные баржи с товарами - все это создает радостное впечатление движения, жизни, наполненной трудом и смыслом.
В те годы солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи направляют Левитана в
Рталию. “Чувствую себя немного лучше, хотя РІСЃРµ-таки неважно. Р’ Рталию РЅРµ еду, Р° через неделю-РґРІРµ еду РІ Париж посмотреть выставки, - пишет РѕРЅ С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ Рђ. Рњ. Васнецову, - воображаю, какая прелесть теперь Сѓ нас РЅР°
Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист”. Вернувшись на родину. Левитан едет на Удомельское озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины “Над вечным покоем”.
Перед нами открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется “плывущим”, мы устремляем свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и за тем вверх на небо. Три стихии - земля, вода и небо - охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщенно, большими, четко очерченными массами. Рименно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих - художник создает величественный, монументальный образ природы.
На всех полотнах Левитана природа живет, проникнутая человеческими чувствами, настроениями, переживаниями. В этой картине “психологизм” приобретает новое качество: здесь природа тоже “живет”, но собственной жизнью, протекающей помимо воле человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Вода - мы видим не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, а ощущаем как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением: величественное действие развертывается на нем. Движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных свинцово- фиолетовых тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. Ртолько небольшое розовое облако, выходящее из возникшего между тучами просвета, облако, очертание которого напоминает островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.
“Земная” часть картины - мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром, и покривившимися могильными крестами.
Земная жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно.
Левитан писал в одном из писем: “Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх!”. Картина “Над вечным покоем” заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. “В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием”, - говорил об этой картине художник.
Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Ласково и преданно смотрела на Левитана Мария
Павловна Чехова, сохранившая на всю жизнь глубокое чувство к художнику.
“Милая, дорогая, любимая Маша”, -так начинал свои письма к Марии Павловне
Левитан.
Личная жизнь художника не сложилась. У него не было семьи, детей. Кто знает, может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии
Павловне.
У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах о своих учениках..
Еще РІ 1898 РіРѕРґСѓ Левитан начал преподавать РІ том самом училище, РІ котором учился сам. РћРЅ мечтал создать Дом пейзажей - большую мастерскую, РІ которой могли Р±С‹ работать РІСЃРµ СЂСѓСЃСЃРєРёРµ пейзажисты. РћРґРёРЅ РёР· учеников Левитана вспоминал: “Влияние Левитана РЅР° нас, учеников, было очень велико. Рто обусловливалось РЅРµ только его авторитетом как С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, РЅРѕ Рё тем, что
Левитан был разносторонне образованным человеком... Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые”.
РљРѕРіРґР° открылась пейзажная мастерская, почти половина большой комнаты была отведена РїРѕРґ уголок леса, РІ котором были ели, небольшие деревья СЃ желтыми листьями, зеленый РјРѕС…, дерн, кадки СЃ папоротниками. Свет РёР· РѕРєРЅР° падал так, как Р±С‹ РѕРЅ падал РЅР° лесной поляне. Р. Р•. Репин РІ РѕРґРёРЅ РёР· СЃРІРѕРёС… приездов РІ училище был поражен этой мастерской. Левитан советовал СЃРІРѕРёРј ученикам РЅРµ ограничиваться поисками удачной композиции, РЅСѓР¶РЅРѕРіРѕ колорита.
Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами. “Полезно с натуры сделать два-три мазка, а остальное доделать дома, - говорил Левитан. - Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов”.
Левитан был очень внимателен Рє СЃРІРѕРёРј ученикам. РћС‚ его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. РћРЅ видел, что РѕРґРЅРѕРјСѓ трудно найти форму, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ подражает признанным авторитетам. РРЅРѕР№ раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, Рё немедленно оказывал РёРј помощь. Помогал РѕРЅ очень тактично, РЅРµ обижая. Летом ученики Левитана выезжали РЅР° этюды. Так было Рё летом 1900 РіРѕРґР°. Ученики Левитана поселились РІ Химках. РћРЅРё ждали своего учителя Рё написали ему шуточное РїРёСЃСЊРјРѕ, РІ котором сообщали, между прочим, что СѓР¶Рµ грачи, чьи гнезда чернели РЅР° деревьях возле дачи, соскучились Рё РІСЃРµ время кричат: “Где Левитан, РіРґРµ Рсаак Рльич?” Р’ ответном РїРёСЃСЊРјРµ Левитан, всегда ценивший шутку, писал: “Передайте грачам, что как только встану - приеду. Рђ если Р±СѓРґСѓС‚ очень надоедать, попугайте: РЅРµ только приедет, РЅРѕ Рё СЂСѓР¶СЊРµ привезет”.
Но Левитан уже не встал. “Как Левитан? Меня ужасно мучает неизвестность. Если что слышали, то напишите, пожалуйста”, - спрашивал
Чехов из Ялты 0. Л. Книппер. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер.
РЎРІРѕСЋ последнюю большую картину С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь РІРѕРґС‹ отражает облака, освещенные солнцем. РќР° дальнем берегу, насколько РІРёРґРёС‚ глаз, поля, деревушки, купола церквей. Р’СЃРµ РІ картине - солнце, ветер, несущиеся облака - пронизано ощущением счастья. РўСЂСѓРґРЅРѕ поверить, что это полотно писал умирающий С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє. Казалось, РѕРЅ хотел сказать: “Рто Р СѓСЃСЊ, счастливая, свободная, какой РѕРЅР° может быть Рё будет. РќРµ бедность, РЅРµ смирение Рё страдания удел Р РѕСЃСЃРёРё, РѕРЅР° РІСЃСЏ - РІ будущем”.
В картине “Озеро, Русь” Левитан особенно приближает чистый пейзаж к человеческой жизни. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне.
Основой этого предельно возможного приближения образа природы к человеческой жизни была усвоенная Левитаном традиция понимания пейзажа как части общей темы народной жизни. В картине “Озеро, Русь” мы видим как бы завершение того, что так ясно выражается и в “После дождя. Плес”, и в
“Тихой обители”, и в “Вечернем звоне”, и в ряде других картин.
Левитан встретил широкое признание в обществе. Его элегичность была созвучна преобладающим настроениям русской интеллигенции, а в его видении природы счастливо сочетались объективное и личное, традиционность и новизна. Младший современник Левитана, В. Борисов-Мусатов, еще более элегичен, но он и более обособлен в своем строе меланхолических переживаний: его полотна требуют от зрителя избирательной психологической совместимости с художником. Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Подобно своим учителям Саврасову и Поленову, он не был лириком субъективного типа, хотя элемент “личного” у него сильнее. В его искусстве есть та утонченная нервность, которая характерна для душевного склада
“детей рубежа”, но вместе с тем оно вызывает общезначимые ассоциации, уходящими корнями в историю и поэзию народа. Писал ли он Волгу - эта была раздольная река русских песен. Писал Владимирскую дорогу - в ней узнавалась, не по внешним приметам, а по настроению, дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где “колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль”. Писал “У омута” - вспоминались предания об утопленницах. А какой рой воспоминаний будят у каждого, кто когда-либо чувствовал очарование русской весны, “Март” или “Большая вода”, с их голубыми звонами, физически ощутимым теплом солнца и свежестью последнего снега, с этой осоловевшей на солнце покорной лошадкой и с этими тонкими березами в половодье. Пленэр, - да, конечно, здесь сколько угодно пленэра, но все живописные категории
“умирают” в неотразимом чувстве родины, родных мест.
Какой-то перебор, какое-то чрезмерное нагнетание настроения есть, может быть, только в той картине, которой сам художник особенно дорожил, -
“Над вечным покоем”. Рто пейзажное memtnto mori: РІ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРј небе тревожно Рё РіСЂРѕР·РЅРѕ наплывают тучи над таким маленьким РїРѕ сравнению СЃ небом, таким смиренным кладбищем возле деревянной церкви. РћР± этой картине Левитан писал
Третьякову: “...в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием”.
Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем
1896 года: “У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни”. В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал самые мажорные свои вещи - “Март”, “Озеро в солнечный день”,
“Золотую осень”. Руже в год смерти, совпавший с последним годом века, -
“Летний вечер”. Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь.
Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному свету через позолоченные им ворота околицы. Рдействительно, кажется, что
“там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”. Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.
В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти “тихую обитель”. Название этой картины - своеобразная черта времени. Кажется, русское искусство вновь проходило стадию тихого романтизма.
“Вся недолгая творческая Р¶РёР·РЅСЊ Левитана была наполнена вечными неустанными поисками. ...Развитие его творчества - это РїРѕРёСЃРєРё новых Рё новых образов СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РІ которых раскрывались Р±С‹ РІСЃРµ новые ее черты Рё признаки. Рђ вместе СЃ этим это была Рё эволюция самого художнического восприятия РїСЂРёСЂРѕРґС‹, отношения Рє ней, ее Р¶РёРІРѕРїРёСЃРЅРѕР№ передачи. Рто была богатая достижениями эволюция всего Р¶РёРІРѕРїРёСЃРЅРѕРіРѕ строя искусства Левитана”,
- пишет в своей монографии “Левитан. Жизнь и творчество” А. А. Федоров-
Давыдов.
Художественное наследие Рсаака Левитана РѕРіСЂРѕРјРЅРѕ, живописные полотна, акварели, пастели, графика, иллюстрации.
Характеризуя СЂСѓСЃСЃРєРёС… пейзажистов, РРіРѕСЂСЊ Грабарь РѕСЃРѕР±Рѕ выделяет творчество Левитана: “Он самый большой РїРѕСЌС‚ среди РЅРёС… Рё самый большой чародей настроения, РѕРЅ наделен наиболее музыкальной душой Рё наиболее острым чутьем СЂСѓСЃСЃРєРёС… мотивов РІ пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший РІ себя РІСЃРµ лучшие стороны Сероват”, РљРѕСЂРѕРІРёРЅР°, Остроухова Рё целого СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… СЃРІРѕРёС… друзей, СЃРјРѕРі РёР· всех этих элементов создать СЃРІРѕР№ собственный стиль, который явйлся вместе СЃ тем Рё стилем СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ пейзажа, РїРѕ справедливости названного
“левитановским””.
В Петербурге шел трудный и сопряженный с большими издержками процесс взаимной адаптации позднего передвижничества и позднего академизма, художественная жизнь Москвы протекала гораздо более ярко, чем в столице.
Здесь развивались свои, московские традиции, заложенные в Училище живописи и ваяния, здесь был кружок Мамонтова, галерея Третьякова, здесь в последней четверти века работали и Суриков, и Васнецов, и Поленов и формировалась плеяда новых молодых талантов. В Москве собственным путем развивалась пейзажная живопись, подарив русскому искусству несравненного Левитана.