Рћ. Р. Мандельштам — РЅРµ повсеместно известный лирик, РЅРѕ без него РЅРµ только РїРѕСЌР·РёСЏ “серебряного века”, Р° РІСЃСЏ русская РїРѕСЌР·РёСЏ СѓР¶Рµ непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие РіРѕРґС‹ РЅРµ печатался, был запрещен Рё практически находился РІ полном забвении. Р’СЃРµ эти РіРѕРґС‹ длилось противостояние поэта Рё государства, которое закончилось победой поэта. РќРѕ Рё сейчас РјРЅРѕРіРёРµ люди больше знакомы СЃ дневниками жены Мандельштама, чем СЃ его лирикой.
Мандельштам принадлежал к поэтам-акмеистам (от греческого “акмэ” — “вершина”), для него эта принадлежность была “тоской по мировой гармонии”. В понимании поэта основание акмеизма — осмысленное слово. Отсюда и пафос зодчества, столь характерный для первого сборника Мандельштама “Камень”. Для поэта каждое слово — это камень, который он закладывает в здание своей поэзии. Занимаясь поэтическим зодчеством, Мандельштам впитывал культуру различных авторов. В одном из стихотворений он прямо назвал два своих источника:
В непринужденности творящего обмена
Суровость Тютчева — с ребячеством Верлена.
Скажите — кто бы мог искусно сочетать,
Соединению придав свою печать?
 Вопрос этот оказывается риторическим, потому что никто лучше самого Мандельштама не совмещает серьезность и глубину тем с легкостью и непосредственностью их подачи. Еще одна параллель с Тютчевым: обостренное чувство заемности, выученности слов. Все слова, с помощью которых строится стихотворение, уже были сказаны раньше, другими поэтами. Но для Мандельштама это даже в некотором роде выгодно: помня об источнике каждого слова, он может пробуждать у читателя ассоциации, связанные с этим источником, как, например, в стихотворении “Отчего душа так певуча” Аквилон вызывает в памяти одноименное стихотворение Пушкина. Но все-таки ограниченный набор слов, узкий круг образов должны рано или поздно завести в тупик, ибо они начинают перетасовываться и все чаще повторяться.
Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, что неширокий диапазон образов помогает Мандельштаму рано найти ответ РЅР° волнующий его РІРѕРїСЂРѕСЃ: конфликт между вечностью Рё человеком. Человек преодолевает СЃРІРѕСЋ смерть путем созидания вечного искусства. Ртот мотив начинает звучать СѓР¶Рµ РІ первых стихотворениях (“На бледно-голубой эмали”, “Дано РјРЅРµ тело...”). Человек — мгновенное существо “в темнице мира”, РЅРѕ его дыхание ложится “на стекла вечности” Рё вычеркнуть запечатлевшийся СѓР·РѕСЂ СѓР¶Рµ никакими силами невозможно. Рстолкование очень простое: творчество делает нас бессмертными. Рту аксиому как нельзя лучше подтвердила СЃСѓРґСЊР±Р° самого Мандельштама. Его РёРјСЏ пытались вытравить РёР· СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы Рё РёР· истории, РЅРѕ это оказалось абсолютно невозможным.
Ртак, СЃРІРѕРµ призвание Мандельштам РІРёРґРёС‚ РІ творчестве, Рё эти размышления периодически переплетаются СЃ неизбывной архитектурной темой:“... РёР· тяжести недоброй Рё СЏ РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ прекрасное создам”. Рто РёР· стихотворения, посвященного СЃРѕР±РѕСЂСѓ Парижской Богоматери. Вера РІ то, что РѕРЅ может создавать прекрасное Рё сумеет оставить СЃРІРѕР№ след РІ литературе, РЅРµ покидает поэта.
Поэзия в понимании Мандельштама призвана возрождать культуру (извечная “тоска по мировой культуре”). В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом, который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму — поэзии вечного.
С возрастом у Мандельштама происходит переоценка назначения слова. Если раньше оно было для него камнем, то теперь — плотью и душой одновременно, почти живым существом, обладающим внутренней свободой. Слово не должно быть связано с предметом, который обозначает, оно выбирает “для жилья” ту или иную предметную область. Постепенно Мандельштам приходит к идее органического слова и его певца — “Верлена культуры”. Как видим, опять появляется Верлен, один из ориентиров молодости поэта.
Через всю позднюю лирику Мандельштама проходит культ творческого порыва. Он, в конце концов, оформляется даже в некое “учение”, связанное с именем Данте, с его поэтикой. Кстати, если говорить о творческих порывах, то надо заметить, что Мандельштам никогда не замыкался на теме поэтического вдохновения, он с равным уважением относился и к другим видам творчества. Достаточно вспомнить его многочисленные посвящения различным композиторам, музыкантам (Бах, Бетховен, Паганини), обращения к художникам (Рембрандт, Рафаэль). Будь то музыка, картины или стихи — все в равной степени является плодом творчества, неотъемлемой частью культуры.
Психология творчества по Мандельштаму: стихотворение живет еще до его воплощения на бумаге, живет своим внутренним образом, который слышит слух поэта. Остается только записать. Напрашивается вывод: не писать нельзя, ведь стихотворение уже живет. Мандельштам писал и за свои творения подвергался гонениям, пережил аресты, ссылки, лагеря: Он разделил судьбу многих своих соотечественников. В лагере закончился его земной путь; началось посмертное существование — жизнь его стихов, то есть то бессмертие, в котором поэт и видел высший смысл творчества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/