Лето, как ни крути, манит человека к воде. Ее прохлада в сочетании с прекрасными прибрежными пейзажами оказывается раем после жары, духоты и клубов пыли мегаполиса. Но просто загорать на бережку скучно. Чтобы отдых у воды запомнился на весь год, а то и более, имеет смысл приобрести себе какое-нибудь плавсредство. Это может быть лодка, катер, гидроцикл или яхта.
Лодку имеет смысл выбирать тем, кто тяготеет к спокойному, размеренному отдыху, рыбалке, долгим созерцательным прогулкам по
водной глади. Катер и гидроцикл — это плавсредства для путешествий с ветерком, яхта — тоже, но уже с более высоким уровнем комфорта. В общем, каждый определяет сам, какой объем удовольствий ему надобен, ну и конечно, на выбор повлияет наличие денежных средств. Мы же предложим обзор основных плавающих средств.
Ход ладьей
У многих лодка ассоциируется с деревянным сооружением, наподобие того, на котором Дед Мазай спасал горемычных зайцев. Разумеется, путешествие на таком плавсредстве мало кому доставит удовольствие, поэтому мы расскажем о современных лодках, способных обеспечить владельцу хотя бы минимальный комфорт. Итак, современные лодки подразделяются на надувные гребные и моторно-гребные. Большинство надувных, продающихся в Петербурге, изготавливаются из армированных эластомеров (различных разновидностей резины и неопрена) либо из армированных и неармированных (пленочных) пластомеров — поливинилхлоридных материалов с различными добавками. Днище надувных лодок делают полужестким (в материал вставляют несколько кусков пластика или фанеры) либо жестким — из фанеры, легкого сплава. Для удобства гребли, а также для придания корпусу лодки большей жесткости между бортами вставляют банку (жесткую скамейку), остальные посадочные места могут иметь вид надувных подушек.
Вопреки существующему заблуждению, пойти ко дну на надувной лодке крайне сложно даже при ее повреждении. Дело в том, что внутри конструкция разделена перегородками на отсеки. Если один отсек сдуется, другие останутся наполненными воздухом — они не дадут вам тесно пообщаться с рыбками. К тому же материалы, которые применяются для изготовления современных лодок, весьма прочны, устойчивы к порезам и проколам и при этом весьма эластичны, что немаловажно при раскладывании и складывании плавсредства. Кстати, надувную лодку, в отличие от обычной шлюпки, практически невозможно перевернуть — даже когда все пассажиры усядутся у одного борта.
Лодку без мотора имеет смысл приобретать лишь в том случае, если ваша цель — семейный отдых у берега или скромная рыбалка, без заходов на середину реки. Для более серьезных путешествий стоит обзавестись моторной лодкой, развивающей довольно высокую скорость и имеющую необходимые мореходные качества. Тогда путь к месту ловли не займет много времени, а быстрое возвращение домой или в лагерь при ухудшении погоды будет гарантировано.
Катерок и ветерок
Неслабым конкурентом моторным лодкам является катер, который не только развивает большие скорости, но и отличается лучшей управляемостью, что немаловажно в плане безопасности.
В зависимости от назначения современные катера можно подразделить на рыболовные, спортивные и круизеры. Кроме того, существуют катера общего назначения, одинаково пригодные как для работы, так и для отдыха.
Рыболовецкие катера — самый разнообразный и многочисленный класс судов. В него входят как восьмифутовые лодочки для охоты на окуня, так и восьмидесятифутовые океанские рыболовные моторные яхты. Существуют специальные катера для ловли большеротого окуня, а также, например, для охоты на крупных морских рыб — тунца, марлина, парусника, акул и т. п. Последние иногда предлагают комфорт на уровне классических фешенебельных парусных яхт.
Спортивные катера — самый популярный и представительный класс катеров для непродолжительных (на несколько часов) выходов в акваторию для купания, поездок на пикник в живописные места и т. п. В нашей стране такие лодки нередко называют спортивно-прогулочными или просто прогулочными.
Существуют также катера-круизеры. Их длина варьирует от 22 до 33 футов (6,7–10 м). Круизеры имеют, как правило, одну или полторы каюты, выгороженный туалет и камбузный блок. Иногда такие катера называют «семейными крейсерами». В зависимости от формы кузова можно выделить седаны (традиционная компоновка с рубкой, имеющей круговое остекление), экспресс-круизеры (катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана) и спорткруизеры ( надстройка утоплена в палубу).