Знаете ли вы, как приятно блеснуть своими познаниями перед родственниками или друзьями за обеденным столом в ресторане? Нет-нет, я не про правила застольного этикета. Их должен знать (и я надеюсь, знает!) каждый. На этот раз поговорим о дегустации вин. Поверьте мне: нет ничего приятней, чем вызвать удивление присутствующих, высказавшись, с видом знатока-сомелье, о «легких таниновых тонах этого прекрасного вина».
Итак, первое. Профессиональная дегустация проводится в чистом, тихом, хорошо проветренном помещении, в идеале при естественном освещении, температуре 19-22°С и влажности 60-70 процентов. Желательны белые стены и белые скатерти. В помещении должны быть установлены плевательницы.
Наиболее распространенный тип дегустаторского бокала - полуэллипсоидный "тюльпан", объемом 210-225 миллилитров (тип AFNOR или INАО). Допустимо использование бокалов большего, но не меньшего объема. Главные требования: наличие ножки, тонкие, отполированные, совершенно прозрачные, сужающиеся кверху стенки.
Бокалы должны быть безукоризненно чистыми и сухими. Наполнять их надо на одну треть (70-80 миллилитров) и держать за ножку или за подставку.
Порядок дегустации всегда неизменен: от более легких вин - к более насыщенным, от молодых - к выдержанным, от сухих - к сладким:
- игристые;
- легкие белые и розовые;
- выдержанные сухие белые;
- молодые красные;
- очень хорошо выдержанные белые сухие;
- выдержанные красные;
- сладкие и крепленые.
Дегустация состоит их трех основных фаз: визуальная ("глаз"), ольфактивной ("нос") и вкусовой ("рот").
«Глаз»
а) Вид сверху. Опустите бокал и посмотрите на поверхность вина («диск»), определяя, насколько он блестящий ("зеркальный"), нет ли на его поверхности каких-либо частиц.
б) Вид сбоку. Поднимите бокал на уровень глаз (на белом фоне). Подержите его прямо, затем наклонив, определите интенсивность цвета вина, его оттенок, степень прозрачности и блеска, наличие или отсутствие взвеси и пузырьков углекислого газа. Последние уместны только в винах типа sur lie; в остальных тихих винах они являются следствием недостаточно хорошей винификации или порчи.
Белые вина. Бледность молодого вина обычно означает его легкость, блеск и прозрачность - высокую кислотность. Чем сильнее блеск и чем прозрачнее вино, тем выше кислотность. Легкая матовость - смягченная кислотность. Бело-зеленоватый цвет свидетельствует о молодости, свежести и ароматичности. Более зрелое вино обладает соломенно-золотистым цветом, полностью, зрелое - янтарным (для долгоживущих вин). Сероватый или коричневатый ободок диска ("венец") свидетельствует об умирании вина.
Красные вина принимают цвета от пурпурного к коричневому. Молодое элитное вино - пурпурное, темно-рубиновое, гранатовое, вишневое или алое с фиолетовым оттенком; зрелое и гармоничное - оранжеватое и более светлое, имеющее венец с оттенками охры. Очень старое вино - коричневатое, порой без проблесков красного (последнее хорошо только для долгоживущих вин). Если недолгоживущее вино имеет желтоватый венец, значит, оно полностью увяло.
Мутность не очень старого вина свидетельствует либо о его порче, либо о плохой винификации, либо о взболтанном осадке. Коричневатый цвет молодого вина - показатель преждевременного умирания в результате либо порчи, либо использования производителем всего винограда без разбора, включая гнилые ягоды.
Иногда в вине или на нижней части пробки наблюдаются маленькие кристаллы. Это так называемый "винный камень", кристаллический осадок, выпадающий вместе с дрожжами при спиртовом брожении виноградного сусла и при последующей выдержке вина, если в процессе хранения или транспортировки оно подвергалось воздействию низкой температуры. Наличие винного камня не является пороком. Тем не менее многие производители (особенно в Шампани) во избежание этого явления часто предварительно охлаждают вино до минус 4-5°С, с последующим отстоем или фильтрацией, которые полностью устраняют этот смущающий многих потребителей кристаллический осадок.